Ингерманландский народный костюм

Костюм финки из прихода Туутари (Дудергоф, Можайское в Лен. обл.)

Говоря о национальном костюме ингерманландских финнов, мы говорим, в первую очередь, о женском костюме. Мужской костюм тоже, безусловно, существовал, но вышел из повседневного ношения гораздо раньше, чем женский. Причин тому много — мужская одежда больше склонна к унификации, стремление «угнаться» за городской модой Петербурга (будучи зажиточными крестьянами, финны могли себе это позволить), а также, видимо, и то, что мужчины чаще имели дело с горожанами, чем женщины. Женщины в ингерманландских семьях все-таки чаще занимались хозяйством и домом, а мода в ингерманландской деревне была, безусловно, своя. К костюму относились с трепетом, носили его с гордостью. Самую нарядную рубаху и передник берегли для особых случаев. Оно и понятно — соткать полосатую ткань для юбки или вышить рекко по всем правилам было делом непростым.

Выделяют 2 типа национальных костюмов ингерманландских финнов: рекко-костюм и костюм с жилетом (он же в некоторых источниках — лютеранский финский костюм). Первый — с украшением «рекко» — является более архаичным, более древним. Этот костюм носили, в основном, выходцы из Южной Карелии. Подобный костюм существовал во многих финских (финляндских) приходах на Карельском перешейке. В Ингерманландии такие костюмы носили эвремейсы (условно — выходцы из Äyräpää) на территориях приходов Туутари, Тюрё, Скворицы в центральной части, и на севере в Лемпаала, Мииккулайнен, Вуоле, Токсово. Финны-саваккот (условно — выходцы из провинции Саво) чаще носили более современный костюм — юбка, рубашка и жилет. Такой костюм был популярен не только в Ингерманландии, но и в Финляндии, поэтому его часто называют «финский лютеранский костюм». Их внешний вид различался в разных областях и приходах.

Лютеранский финский костюм — слева.
Жилет и юбка, рубашка почти без вышивки.

Что же такое «рекко»? Рекко — это, в первую очередь, центральная вышивка на груди рубашки и особая сборка ткани посередине, а также название всей рубашки целиком (rekkopaita). Рубашка шилась из прямоугольных кусков полотна по четким правилам. Изначально, вышивка осуществлялась прямо по сборкам ткани, закрепляя эту часть рекко. Вышивальные нити справа оставляли с запасом, чтобы в дальнейшем из них получилась характерная полосатая бахрома сбоку от вышивки. В нынешнее время вышивку делают на отдельном куске ткани, который нашивается поверх готовой рубашки, тем не менее, всё так же пришивая сбоку бахрому, мы имитируем тот первоначальный метод вышивания рекко (см. фотографию ниже).

Рекко-костюм считается более красивым по сравнению с другими костюмами. Даже в Финляндии, куда образцы костюма из Туутари попали вместе с вынужденными переселенцами начала и середины ХХ века, этот костюм считается самым красивым из всех финских костюмов и весьма популярен у жительниц разных областей Финляндии, хотя они порой не знают, где находится Туутари и, более того, считают Туутари и Туутери разными населенными пунктами (на самом деле, это одно и то же место). В частности, костюм Туутари можно купить в любой уважающей себя мастерской по пошиву национальных костюмов, каких в Финляндии немало. Впрочем, стоит он больших денег, поэтому не каждая женщина может себе его позволить. В классификации костюмы Туутари и Туутери, всё же, несколько различаются: костюм Туутари основан на старой версии костюма (в частности, сарафана), в то время как Туутери — более современная, обновлённая версия.

Вышивка рекко традиционным способом (сбоку остаётся бахрома от ниток)

На ворот рядом с рекко крепили традиционное украшение — кованную фибулу. С рубашкой «рекко» носили сарафан (в южных районах) или юбку (на севере). В праздничные дни надевали белый или полосатый передник с вышивкой или кружевом. По подолу юбки часто шла красная окантовка, но могла быть и пестрая лента, вытканная на бердо или на дощечках. На бердо или дощечках делался также и традиционный тканый пояс — vironvyö (дословно — эстонский ремень).

Колтуши

Что касается костюма саваккот, где использовалась юбка и жилет, то юбка могла быть однотонная, полосатая или клетчатая, в зависимости от местности. Ткань использовалась шерстяная (сукно). Жилет мог быть черного или другого цвета, например, красного или синего. Жители деревень прихода Keltto считались зажиточными, поэтому женщины этих деревень украшали свои жилеты широким шелковым кантом. Жительницы деревни Куйвары использовали для юбки, жилета и передника клетчатую ткань — интересно, что для костюма они ткали ткани одинаковой расцветки, но различного рисунка — например, крупная клетка сочеталась с мелкой клеткой того же цвета.

Viitta

Зимой носили овчинные тулупы — turkki. Из верхней одежды также стоит отметить кафтаны — viitta. Естественно, носили вязанные варежки с традиционными узорами — kintaat, rukkaset. Сапоги и кожаные женские ботиночки (lipokkat, kotit) иногда имели загнутый нос. На голове девушки-äyrämöiset носили украшение сяппели (сеппели). В северных районах носили на лбу хунту — маленький круглый головной убор, больше похожий на заколку.  Хунту крепился на специальное приспособление под названием sykeröt. В некоторых приходах головной платок также назывался huntu, хоть и не имел той специфической формы, как хунту в северных приходах. Такой платок завязывался особым образом (способ завязывания зависит от прихода). Православные замужние женщины носили головной убор sorokka (harakka), похожий на ижорский sappana. Повсеместно носили чепцы lakki (korkki), а также могли надевать платок, шляпку или капор по моде своего времени.

Ссылки на источники: Использованы материалы этнографа Ольги Коньковой, а также из блога folkcostume.blogspot.ru

http://folkcostume.blogspot.ru/2012/08/costumes-and-embroidery-of-ingria-part-2.html

http://folkcostume.blogspot.ru/2012/08/rekko-costumes-of-karelian-isthmus-and.html

http://folkcostume.blogspot.ru/2012/08/costumes-and-embroidery-of-ingria-part-1.html

http://kmn-lo.ru/narodnyekostymy/ingfinkostumhttp://sukkulallajaneulalla.blogspot.ru/