Краткая летопись ингерманландской истории

ок. 7000 лет до н.э. — Люди заселяют территорию Ингреманландии.
ок. 3000 лет до н.э. — Находки т.н. ямочно-гребенчатой керамики доказывают, что на территории Ингерманландии уже жили древние финно-угорские племена.
ок. 500 лет до н.э. — Жители Ингерманландии начали использовать железо.
859 год — Русская летопись впервые, в связи с основанием Новгорода, упоминает «чудь».
XI в. — Славянские племена распространяются на плодородные земли Ижорского плато.
1019 год — Киевский князь Ярослав женится на шведской принцессе Ингигерд и дарит ей в качестве свадебного подарка город Ладогу с окрестными землями. Согласно легенде, топоним «Ингерманландия» происходит от имени принцессы Ингигерд.
1069 год — Русская летопись впервые упоминает водь.
Конец XII в. — В послании Папы ижора упомянута впервые, в русской летописи они впервые упоминаются в 1228 году.
Начало XII в. — Новгородцы обращают живших в Ингерманландии вожан и ижор в христианство, в его православной форме.
1240 год — Войско новгородского князя Александра победило шведских крестоносцев, о приближении которых в Новгород сообщил «ижорский староста Пелгусий», в устье Ижоры. Власть Новгорода в Ингерманландии укрепляется.
1280 год — Новгородцы основывают первую каменную крепость в Ингерманландии — крепость Копорье. Походы шведов на восток продолжаются, в 1293 году на северо-востоке Карельского перешейка они основывают Выборг, тогда как новгордцы, тоже практиковавшие набеги на Финляндию, закладывают в 1295 году на северо-востоке перешейка крепость Корелу.
1300 год — Шведы нападают на устье Невы и основывают в месте впадения в неё реки Охты крепость Ландскрона, которою новгородцы сжигают на следующий год.
1323 год — В только что основанной крепости Орешек между Швецией и Новгородом заключается «вечный мир». Согласно ему, граница прошла по реке Сестре и разделила перешеек надвое, на восточную и западную части. Ингерманландия осталась во владении Новгорода.
1478год — Новгородские Земли присоединяются к Московскому княжеству в результате военного похода великого князя Ивана III. Численность русских в Ингерманландии начинает расти.
1500 год — Согласно «окладным книгам», в Ингерманландии жило 67 тысяч человек, ижор, карел, русских, вожан. В стране было 4 города: Копорье, Орешек, Ям и Ивангород.
1555-1557 год — Военные действия на Карельском перешейке из-за разногласий между Россией и Швецией по пограничным вопросам. Деревни Северной Ингерманландии пожжены.
1570 год — Провозгласивший себя царём Иван IV (Иван Грозный) захватил Новгород, в лояльности которого он сомневался. Опричное войско сожгло ингерманландские деревни. В добавлении к этому, Ингерманландия становится ареной сражений Ливонской войны. Население снова страдает.
1583 год — По Плюсскому мирному договору, захваченные в 1581 г. Ивангород, Ям и Копорье переходят к Швеции. Начало миграции крестьян-лютеран из Финляндии в Ингерманландию.
1595 год — Вновь вспыхнувшая война заканчивается Тявзинским миром, согласно которому Ингерманландия возвращается под власть России.
1609 год — В т.н. смутное время Швеция вмешивается в российские внутренние дела. Войска Якоба Делагарди захватывают Новгород.
1611 год — Постоянный Лемболовский приход основывается первым в Северной Ингерманландии. Начинается история Церкви Ингрии. В тот же год основывается крепость Ниеншанц (Нюэн — швед., Неванлинна — фин.).
1617 год — Затяжная, серьёзно разрушившая Ингерманландию, война заканчивается Столбовским миром, согласно которому Ингерманландию присоединяют к Шведскому королевству. Миграция финнов из Саво и Карелии возрастает, тогда как местные православные, в т.ч. карелы, бегут на Русь.
1642 год — Административный центр Ингерманландии переносится из Нарвы в Ниеншанц.
1656-1658 годы — Война за обладание Ингерманландией между Финляндией и Швецией, православные массово бегут в Россию. На их место приходят переселенцы из Финляндии, которые частично ассимилируют местное финноязычное православное население. Мигрантов влекут свободные земельные угодья и освобождение от рекрутского набора, всего в XVII в. из Финляндии в Ингерманландию переселилось около 20 000 человек.
1681-1689 годы — Суперинтендантом лютеранской консистории в Ингерманландии был Йоханнес Гезелиус младший. Его усилиями православных ижор и карел обращали в лютеранство, положение лютеранской церкви упрочилось, а православие притеснялось. В конце XVII века 75% жителей Ингеманландии были финнами-лютеранами.
1700год -Русский царь Пётр I начинает новую войну, стремясь поучить «окно в Европу». В 1702 г. его войска берут штурмом Нотебург (Орешек) и в 1703 г. — Ниеншанц.
1703год -Захватив устье Невы, Пётр I основывает здесь город Санкт-Петербург, который станет новой столицей России. На строительство города людей сгоняют со всей России, по мере роста города, меняется национальный состав населения Ингерманландии.
1721год -Ништадский мир завершает Северную войну, по его условиям, Ингерманландия возвращается России. С этого времени национальное развитие ингерманландских финнов идёт под властью России, что при царизме означало, среди прочего, крепостную зависимость крестьян.
1795год -На средства великого князя Павла Петровича в Колпанах близ Гатчины открывается первая начальная школа с финским языком преподавания.
1809год -Финляндия присоединяется к Российской Империи как автономное Великое княжество. Начинают укрепляться связи ингерманландских финнов с праотеческим этносом.
1820-1830год -Лютеранским епископом в Петербурге служит Сакари Сюгнеус младший, его стараниями положение ингерманландско-финских приходов в Ингерманландии стабилизируется.
1833год -Вышедшее на немецком языке исследование финского этнографа Анти Юхана Шёгрена «открыло» просвещённому миру финнов Петербургской губернии.
1847год -Д.Э.Д.Эуропеус первым начинает собирать финские народную поэзию в Ингерманландии. Усилиями многих финских собирателей фольклора записанные в Ингерманландии образцы поэзии составили 9 из 33 томов «Древней поэзии финского народа». Из многочисленных рунопевцев Ингерманландии наиболее знаменита Ларин Параске.
1863год -В Колпанах основывают финскую учительскую семинарию, которая до 1938 г. продолжала готовить «просветителей народа».
1870год -В Петербурге выходит «Пиетарин Саномат», первая газета на финском языке за пределами Финляндии.
1888год -Моозес Путро пишет слова и музыку ”Nouse Inkeri”, которая позднее, с добавлением написанного Пааво Ряйккёненом второго куплета, становится гимном ингерманландских финнов. В это время в Ингерманландии на финском языке работают уже 38 школ.
1899год -В Пудости Скворицкого прихода по инициативе М.Путро организуется первый ингерманландский летний праздник. До 1918 г. провели семь масштабных летних праздников.
1908год -В Петербурге начинает систематически выходить социал-демократическая газета ”Neva”, с ней соперничала консервативная ”Inkeri”.
1913год -В Ингерманландии было 229 финноязычные школы, в которых училось 8 000 учащихся.
1917год -Дважды под председательством Каапре Тюнни собирается представительный съезд ингерманландских финнов, он выдвигает своей целью достижения национально-культурной автономии.
1918год -Большевики закрывают ”Неву” и ”Инкери”, прибывшие из Финляндии «красные финны» начинают издавать коммунистические газеты ”Вапаус” и ”Кумоус”.
1918год -Церковь Ингрии обретает независимость, главой консистории в 1924-37 гг. служил Селим Ялмари Лауриккала. В 1920-х годах Церковь объединяла 34 прихода.
1918год -Восстания ингерманландских крестьянам против большевиков в разных частях Ингерманландии. Несколько тысяч ингерманландцев, спасаясь от большевизма, бегут в Финляндию.
1919год -В Финляндии основывается Временный комитет по Ингерманландии. Ингерманландские добровольческие части в рядах белых участвуют в военных действиях в Западной Ингерманландии.
1919-20годы -Северо-Ингерманландский полк под командованием Юрьё Эльфвенгрена удерживает небольшой участок территории Северной Ингерманландии у деревни Кирьясало.
1920год -В Тарту между Россией и Финляндией заключается мирный договор. Делегация Российской Федерации подписывает особое заявление, в котором гарантирует права ингерманландских финнов в Петроградской губернии.
1926год -Начинается реформа административного устройства, основываются в т.ч. финские «национальные сельсоветы», а также Куйвазовский (позднее — Токсовский) национальный район. В 1920-е годы в Ингерманландии действовало почти 300 учебных заведений с финским языком преподавания, выходило более десятка газет, работал финский педагогический техникум, финноязычные Дом просвещения, театр, издательство «Кирья» и т.п. Во многих из них руководящие должности занимали «красные финны». Численность ингерманландских финнов достигает максимума, 160 тысяч человек.
1930-31годы -Насильственная коллективизация сельского хозяйства в Ингерманландии, 18 тысяч объявленных кулаками финских крестьян выселяют в Хибины и другие северные районы России, сотни бегут в Финляндию. Финляндия предъявляет правительству СССР официальную ноту, защищая ингерманландское население Ленинградской области.
1934год -В Финляндии ингерманландские финны основывают Объединение ингерманладцев (Inkerilaisten yhdistys), позднее переименованное в Ингерманландский Союз Финляндии (Suomen Inkeri-liitto).
1935год -«Пограничную полосу» на Карельском перешейке начали очищать от финнов. 27 тысяч ингерманландских финнов в 1935-36 гг. выслали в Южный Казахстан и Среднюю Азию. 4 ингерманландских прихода, обширная территория севернее Петербурга до бывшей границы с Филяндией, — Miikkulainen (Никулясы), Vuole (Вуолы), Lempaala (Лемболово) и Valkeasaari (Белоостров) были уничтожены полностью. От многих обезлюдевших деревень позднее остались лишь фундаменты в лесной глуши.
1937-38годы -Все финноязычные учреждения, как то школы, церкви, газеты и т.п. в Ингерманландии закрывают. Ингерманландско-финская интеллигенция уничтожается (ссылается или расстреливается) полностью. В кровавых чистках гибнут тысячи простых ингерманландцев.
1939год -Готовя агрессию против Финляндии, СССР ставит военнообязанных ингерманландских финнов под знамёна куусиненовской «народной армии».
1941-42годы — С фронтов начавшейся войны из Красной Армии ингерманландских финнов переводят в «трудармию», находившуюся в введении ГУЛАГа.
1942год — Около 27 тысяч ингерманландских финнов из кольца блокады Ленинграда ссылают в Сибирь. Им предстоял путь через льды Ладожского озера, холодные «телячьи» вагоны, из которых на станциях выгружали умерших в пути людей. По месту прибытия в лучшем случае, их ждали заледенелые бараки, но часто им самим приходилось эти бараки строить.
1943-44годы — 63 тысячи ингерманландских финнов с оккупированной территории Ингерманландии эвакуируется через Эстонию в Финляндию по решению финских и немецких военных властей. Фактически в Ингерманландии не остаётся финнов.
1945год — 58 тысяч возвращавшихся из Финляндии в Советский Союз по условиям перемирия 1944 г. ингерманландских финнов расселяют в Центральной России. Ок. 5 тысяч ингерманландцев в 1944-48 гг. бегут из Финляндии в Швецию.
1947год — Специальным постановлением Совета Министров СССР ингерманландским финнам запрещено проживание в Ленинграде и Ленинградской области. Позднее тысячи ингерманландцев вербуются на тяжёлые работы в Карелию и Эстонию.
1948год — Ингерманландцы организуют первый летний праздник в Швеции. Швеция превращается в главный центр национального движения ингерманландских финнов. Духовным пастырем ингерманландцев Швеции служит С.Я.Лауриккала. Привычным на таких праздниках становится желто-красно-синий флаг ингерманландских финнов.
1954год — После смерти Сталина начинается возвращение ингерманландских финнов в Ингерманландию, всего на родину вернулось ок. 30 тысяч ингерманландских финнов.
1956год — В Финляндии Объединение ингерманландцев организует первый летний праздник в послевоенное время. В Швеции основывается Центральный союз ингерманландских финнов (нынешний Ингерманландский Союз Швеции).
1970год — Первая финская лютеранская община регистрируется и начинает свою деятельность в Петрозаводске.
1974год — В Петрозаводске под редакцией Эйно Киуру на русском языке выходит книга «Народные песни Ингерманландии». Слово «Ингерманландия» впервые прорывается через советскую цензуру.
1976год — Первая финская лютеранская община регистрируется в Ингерманландии в г. Пушкине.
1987год — В Петрозаводске выходит посвящённый истории Ингерманландии номер журнала «Пуналиппу», впервые после 50-летнего перерыва ингерманландские финны могут прочитать правду о своей истории.
1988год — В Ингерманландии основывается «Инкерин Лиитто», по его инициативе начинается преподавание финского языка детям-ингерманландцам в Колтушской школе. Центр борьбы за будущее ингерманландских финнов снова перемещается в Ингерманландию.
1988год — В Эстонии зарождается Союз ингерманландских финнов Эстонии.
1989год — На Иванов день «Инкерин Лиитто» организует в Колтушах первый финский летний праздник в послевоенной истории Ингерманландии. С того времени эти праздники проводятся ежегодно. Ингерманландский флаг возвращается — при стечении большого количества людей его освящают в Губаницкой церкви, а также поднимают на флагштоке на празднике Юханнуса.
1989год — В Карелии основывают Ингерманландский союз финнов Карелии. В тот же год 5 ингерманландских союзов из разных стран проводят в Таллинне первую конференцию по сотрудничеству.
1990год — По инициативе президента Мауно Койвисто, Финляндия предоставляет ингерманландским финнам право на репатриацию. За пятнадцать лет с территории бывшего СССР в Финляндию на постоянное место жительства переехало около 20 тысяч ингерманландских финнов.
1990-92год — Самые оживлённые годы возрождения финских лютеранских приходов в Ингерманландии. В 1991 после капитального ремонта заново освящается Губаницкая церковь, а в 1992 в Колтушах возводится первая на постсоветском пространстве новопостроенная финская лютеранская церковь. 1.01.1992 Церковь Ингрии становится самостоятельной, выйдя из состава Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. Душой церковного возрождения стал пастор Арво Сурво.
1992-98год — В рамках профинансированного Финляндским государством проекта в сотрудничестве финских министерств, местных органов соцзащиты населения, «Инкерин Лиитто» и Церкви Ингрии в Ингерманландии создаётся сеть домов по уходу ха престарелыми. На средства проекта аналогичные учреждения были построены также в Эстонии и Карелии.
1993год — Верховный Совет Российской Федерации принимает Постановление «О реабилитации российских финнов».
1995год — В Колтушах открывается Учебный центр Церкви Ингрии (нынешний Теологический институт им. С.Я.Лауриккалы).
1996год — В сан епископа Церкви Ингрии рукоположен ингерманландский финн Ааррэ Кугаппи, Церковь объединяла тогда 40 приходов, в т.ч. 15 финноязычных приходов в Ингерманландии.
1998год — В Хельсинки все, действующие за пределами Финляндии ингерманландские союзы, приняли участие в первой пленарной сессии Парламента зарубежных финнов; Владимир Кокко был избран его вице-спикером.
2000год — В Гатчине был основан финский многофункциональный центр, а в Петербурге — Центр трудоустройства «Инкерин Лиитто».
2002год — После капитального ремонта вновь открылась Церковь Св. Марии в Петербурге. В праздничном открытии участвовали президент Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Владимир Яковлев также имеет ингерманландские корни, ведь его мать — ингерманландская финка. Храм Св. Марии становится кафедральным собором Церкви Ингрии, объединявшей тогда свыше 70 приходов в разных регионах России.
с 2007года — Начинается активное использование ингерманландской символики и флага лицами, не имеющими отношения к ингерманландским финнам. Многие ингерманландские финны не в курсе ситуации и удивлены интересом русского населения к своей культуре и истории.
2011год — Закрытие программы репатриации. Окончание приема заявлений на репатриацию в Финляндию. После 1 июля 2011 года правом на репатриацию могут воспользоваться лишь те, кто успел подать заявление. Однако, воспользоваться этой возможностью можно лишь до июля 2016 года.
с 2014года — Накаляется ситуация с российскими сепаратистами, использующими ингерманландский флаг и символику. В сети Интернет множество публикаций, «объясняющих» читателям, что подразумевать под «ингерманландцами» ингерманландских финнов — дурной тон. Много дезинформации о народе, его названии, истории и символике. Звучат обвинения в сепаратизме в адрес ингерманландских финнов.
Председателем Петербургского общества «Инкерин Лиитто» становится Елена Тикка.
2015 год — Юханнус снова проводится в Туутари, на территории «Туутари-парка». К сожалению, места уже не те, вместо зеленой травы — распаханные горонолыжные склоны, что впрочем не помешало веселью. Наметилась тенденция увеличения количества участников праздника — было примерно 300 человек.
2016 год — Юханнус в Сестрорецке. Первый показ выставки «Знакомые лица — скрытый образ», выступление группы Саттума. Костёр на воде, к сожалению, погас.
2017 год — Юханнусы в Сестрорецке и Сиверской. Премьера спектакля «Рода нашего напевы».
2018 год — Путем голосования на Съезде происходит смена председателя областного Инкерин Лиитто (Александр Кирьянен передал управление Роману Пелли).
Спектакль «Рода нашего напевы» получил грант и был повторно показан в Доме ветеранов сцены в рамках фестиваля «День Калевалы».
Юханнус в Сиверской.