ок. 7000 лет до н.э. – Люди заселяют территорию Ингреманландии.
ок. 3000 лет до н.э. – Находки т.н. ямочно-гребенчатой керамики доказывают, что на территории Ингерманландии уже жили древние финно-угорские племена.
ок. 500 лет до н.э. – Жители Ингерманландии начали использовать железо.
859 год – Русская летопись впервые, в связи с основанием Новгорода, упоминает «чудь».
XI в. – Славянские племена распространяются на плодородные земли Ижорского плато.
1019 год – Киевский князь Ярослав женится на шведской принцессе Ингигерд и дарит ей в качестве свадебного подарка город Ладогу с окрестными землями. Согласно легенде, топоним «Ингерманландия» происходит от имени принцессы Ингигерд.
1069 год – Русская летопись впервые упоминает водь.
Конец XII в. – В послании Папы ижора упомянута впервые, в русской летописи они впервые упоминаются в 1228 году.
Начало XII в. – Новгородцы обращают живших в Ингерманландии вожан и ижор в христианство, в его православной форме.
1240 год – Войско новгородского князя Александра победило шведских крестоносцев, о приближении которых в Новгород сообщил «ижорский староста Пелгусий», в устье Ижоры. Власть Новгорода в Ингерманландии укрепляется.
1280 год – Новгородцы основывают первую каменную крепость в Ингерманландии – крепость Копорье. Походы шведов на восток продолжаются, в 1293 году на северо-востоке Карельского перешейка они основывают Выборг, тогда как новгордцы, тоже практиковавшие набеги на Финляндию, закладывают в 1295 году на северо-востоке перешейка крепость Корелу.
1300 год – Шведы нападают на устье Невы и основывают в месте впадения в неё реки Охты крепость Ландскрона, которою новгородцы сжигают на следующий год.
1323 год – В только что основанной крепости Орешек между Швецией и Новгородом заключается «вечный мир». Согласно ему, граница прошла по реке Сестре и разделила перешеек надвое, на восточную и западную части. Ингерманландия осталась во владении Новгорода.
1478 год – Новгородские Земли присоединяются к Московскому княжеству в результате военного похода великого князя Ивана III. Численность русских в Ингерманландии начинает расти.
1500 год – Согласно «окладным книгам», в Ингерманландии жило 67 тысяч человек, ижор, карел, русских, вожан. В стране было 4 города: Копорье, Орешек, Ям и Ивангород.
1555-1557 год – Военные действия на Карельском перешейке из-за разногласий между Россией и Швецией по пограничным вопросам. Деревни Северной Ингерманландии пожжены.
1570 год – Провозгласивший себя царём Иван IV (Иван Грозный) захватил Новгород, в лояльности которого он сомневался. Опричное войско сожгло ингерманландские деревни. В добавлении к этому, Ингерманландия становится ареной сражений Ливонской войны. Население снова страдает.
1583 год – По Плюсскому мирному договору, захваченные в 1581 г. Ивангород, Ям и Копорье переходят к Швеции. Начало миграции крестьян-лютеран из Финляндии в Ингерманландию.
1595 год – Вновь вспыхнувшая война заканчивается Тявзинским миром, согласно которому Ингерманландия возвращается под власть России.
1609 год – В т.н. смутное время Швеция вмешивается в российские внутренние дела. Войска Якоба Делагарди захватывают Новгород.
1611 год – Постоянный Лемболовский приход основывается первым в Северной Ингерманландии. Начинается история Церкви Ингрии. В тот же год основывается крепость Ниеншанц (Нюэн – швед., Неванлинна – фин.).
1617 год – Затяжная, серьёзно разрушившая Ингерманландию, война заканчивается Столбовским миром, согласно которому Ингерманландию присоединяют к Шведскому королевству. Миграция финнов из Саво и Карелии возрастает, тогда как местные православные, в т.ч. карелы, бегут на Русь.
1642 год – Административный центр Ингерманландии переносится из Нарвы в Ниеншанц.
1656-1658 годы – Война за обладание Ингерманландией между Финляндией и Швецией, православные массово бегут в Россию. На их место приходят переселенцы из Финляндии, которые частично ассимилируют местное финноязычное православное население. Мигрантов влекут свободные земельные угодья и освобождение от рекрутского набора, всего в XVII в. из Финляндии в Ингерманландию переселилось около 20 000 человек.
1681-1689 годы – Суперинтендантом лютеранской консистории в Ингерманландии был Йоханнес Гезелиус младший. Его усилиями православных ижор и карел обращали в лютеранство, положение лютеранской церкви упрочилось, а православие притеснялось. В конце XVII века 75% жителей Ингеманландии были финнами-лютеранами.
1697 год – Большой голод и эпидемия в Ингерманландии. Вымирают целые семьи и хутора, оставив после себя только названия деревень (Орава=бывший хутор Оравайнен и тд.)
1700 год -Русский царь Пётр I начинает новую войну, стремясь поучить «окно в Европу». В 1702 г. его войска берут штурмом Нотебург (Орешек) и в 1703 г. – Ниеншанц.
1703 год -Захватив устье Невы, Пётр I основывает здесь город Санкт-Петербург, который станет новой столицей России. На строительство города людей сгоняют со всей России, по мере роста города, меняется национальный состав населения Ингерманландии.
1721 год -Ништадский мир завершает Северную войну, по его условиям, Ингерманландия возвращается России. С этого времени национальное развитие ингерманландских финнов идёт под властью России, что при царизме означало, среди прочего, крепостную зависимость крестьян.
1795 год -На средства великого князя Павла Петровича в Колпанах близ Гатчины открывается первая начальная школа с финским языком преподавания.
1809 год -Финляндия присоединяется к Российской Империи как автономное Великое княжество. Начинают укрепляться связи ингерманландских финнов с праотеческим этносом.
1820-1830 год – Лютеранским епископом в Петербурге служит Сакари Сюгнеус младший, его стараниями положение ингерманландско-финских приходов в Ингерманландии стабилизируется.
1833 год -Вышедшее на немецком языке исследование финского этнографа Анти Юхана Шёгрена «открыло» просвещённому миру финнов Петербургской губернии.
1847 год -Д.Э.Д.Эуропеус первым начинает собирать финские народную поэзию в Ингерманландии. Усилиями многих финских собирателей фольклора записанные в Ингерманландии образцы поэзии составили 9 из 33 томов «Древней поэзии финского народа». Из многочисленных рунопевцев Ингерманландии наиболее знаменита Ларин Параске.
1863 год -В Колпанах основывают финскую учительскую семинарию, которая до 1938 г. продолжала готовить «просветителей народа».
1870 год -В Петербурге выходит «Пиетарин Саномат», первая газета на финском языке за пределами Финляндии.
1888 год -Моозес Путро пишет слова и музыку ”Nouse Inkeri”, которая позднее, с добавлением написанного Пааво Ряйккёненом второго куплета, становится гимном ингерманландских финнов. В это время в Ингерманландии на финском языке работают уже 38 школ.
1899 год – В Пудости Скворицкого прихода по инициативе М.Путро организуется первый ингерманландский летний праздник. До 1918 г. провели семь масштабных летних праздников.
1908 год – В Петербурге начинает систематически выходить социал-демократическая газета ”Neva”, с ней соперничала консервативная ”Inkeri”.
1913 год – В Ингерманландии было 229 финноязычные школы, в которых училось 8 000 учащихся.
1917 год – Дважды под председательством Каапре Тюнни собирается представительный съезд ингерманландских финнов, он выдвигает своей целью достижения национально-культурной автономии.
1918 год – Большевики закрывают ”Неву” и ”Инкери”, прибывшие из Финляндии «красные финны» начинают издавать коммунистические газеты ”Вапаус” и ”Кумоус”.
1918 год – Церковь Ингрии обретает независимость, главой консистории в 1924-37 гг. служил Селим Ялмари Лауриккала. В 1920-х годах Церковь объединяла 34 прихода.
1918 год – Восстания ингерманландских крестьянам против большевиков в разных частях Ингерманландии. Несколько тысяч ингерманландцев, спасаясь от большевизма, бегут в Финляндию.
1919 год – В Финляндии основывается Временный комитет по Ингерманландии. Ингерманландские добровольческие части в рядах белых участвуют в военных действиях в Западной Ингерманландии.
1919-20 годы – Северо-Ингерманландский полк под командованием Юрьё Эльфвенгрена удерживает небольшой участок территории Северной Ингерманландии у деревни Кирьясало.
1920 год – В Тарту между Россией и Финляндией заключается мирный договор. Делегация Российской Федерации подписывает особое заявление, в котором гарантирует права ингерманландских финнов в Петроградской губернии.
1926 год – Начинается реформа административного устройства, основываются в т.ч. финские «национальные сельсоветы», а также Куйвазовский (позднее – Токсовский) национальный район. В 1920-е годы в Ингерманландии действовало почти 300 учебных заведений с финским языком преподавания, выходило более десятка газет, работал финский педагогический техникум, финноязычные Дом просвещения, театр, издательство «Кирья» и т.п. Во многих из них руководящие должности занимали «красные финны». Численность ингерманландских финнов достигает максимума, 160 тысяч человек.
1930-31 годы – Насильственная коллективизация сельского хозяйства в Ингерманландии, 18 тысяч объявленных кулаками финских крестьян выселяют в Хибины и другие северные районы России, сотни бегут в Финляндию. Финляндия предъявляет правительству СССР официальную ноту, защищая ингерманландское население Ленинградской области.
1934 год – В Финляндии ингерманландские финны основывают Объединение ингерманладцев (Inkerilaisten yhdistys), позднее переименованное в Ингерманландский Союз Финляндии (Suomen Inkeri-liitto).
1935 год – «Пограничную полосу» на Карельском перешейке начали очищать от финнов. 27 тысяч ингерманландских финнов в 1935-36 гг. выслали в Южный Казахстан и Среднюю Азию. 4 ингерманландских прихода, обширная территория севернее Петербурга до бывшей границы с Филяндией, – Miikkulainen (Никулясы), Vuole (Вуолы), Lempaala (Лемболово) и Valkeasaari (Белоостров) были уничтожены полностью. От многих обезлюдевших деревень позднее остались лишь фундаменты в лесной глуши.
1937-38 годы – Все финноязычные учреждения, как то школы, церкви, газеты и т.п. в Ингерманландии закрывают. Ингерманландско-финская интеллигенция уничтожается (ссылается или расстреливается) полностью. В кровавых чистках гибнут тысячи простых ингерманландцев.
1939 год – Готовя агрессию против Финляндии, СССР ставит военнообязанных ингерманландских финнов под знамёна куусиненовской «народной армии».
1941-42 годы – С фронтов начавшейся войны из Красной Армии ингерманландских финнов переводят в «трудармию», находившуюся в введении ГУЛАГа.
1942 год – Около 27 тысяч ингерманландских финнов из кольца блокады Ленинграда ссылают в Сибирь. Им предстоял путь через льды Ладожского озера, холодные “телячьи” вагоны, из которых на станциях выгружали умерших в пути людей. По месту прибытия в лучшем случае, их ждали заледенелые бараки, но часто им самим приходилось эти бараки строить.
1943-44 годы – 63 тысячи ингерманландских финнов с оккупированной территории Ингерманландии эвакуируется через Эстонию в Финляндию по решению финских и немецких военных властей. Фактически в Ингерманландии не остаётся финнов.
1945 год – 58 тысяч возвращавшихся из Финляндии в Советский Союз по условиям перемирия 1944 г. ингерманландских финнов расселяют в Центральной России. Ок. 5 тысяч ингерманландцев в 1944-48 гг. бегут из Финляндии в Швецию.
1947 год – Специальным постановлением Совета Министров СССР ингерманландским финнам запрещено проживание в Ленинграде и Ленинградской области. Позднее тысячи ингерманландцев вербуются на тяжёлые работы в Карелию и Эстонию.
1948 год – Ингерманландцы организуют первый летний праздник в Швеции. Швеция превращается в главный центр национального движения ингерманландских финнов. Духовным пастырем ингерманландцев Швеции служит С.Я.Лауриккала. Привычным на таких праздниках становится желто-красно-синий флаг ингерманландских финнов.
1954 год – После смерти Сталина начинается возвращение ингерманландских финнов в Ингерманландию, всего на родину вернулось ок. 30 тысяч ингерманландских финнов.
1956 год – В Финляндии Объединение ингерманландцев организует первый летний праздник в послевоенное время. В Швеции основывается Центральный союз ингерманландских финнов (нынешний Ингерманландский Союз Швеции).
1970 год – Первая финская лютеранская община регистрируется и начинает свою деятельность в Петрозаводске.
1974 год – В Петрозаводске под редакцией Эйно Киуру на русском языке выходит книга «Народные песни Ингерманландии». Слово «Ингерманландия» впервые прорывается через советскую цензуру.
1976 год – Первая финская лютеранская община регистрируется в Ингерманландии в г. Пушкине.
1987 год – В Петрозаводске выходит посвящённый истории Ингерманландии номер журнала «Пуналиппу», впервые после 50-летнего перерыва ингерманландские финны могут прочитать правду о своей истории.
1988 год – В Ингерманландии основывается «Инкерин Лиитто», по его инициативе начинается преподавание финского языка детям-ингерманландцам в Колтушской школе. Центр борьбы за будущее ингерманландских финнов снова перемещается в Ингерманландию.
1988 год – В Эстонии зарождается Союз ингерманландских финнов Эстонии.
1989 год – На Иванов день «Инкерин Лиитто» организует в Колтушах первый финский летний праздник в послевоенной истории Ингерманландии. С того времени эти праздники проводятся ежегодно. Ингерманландский флаг возвращается – при стечении большого количества людей его освящают в Губаницкой церкви, а также поднимают на флагштоке на празднике Юханнуса.
1989 год – В Карелии основывают Ингерманландский союз финнов Карелии. В тот же год 5 ингерманландских союзов из разных стран проводят в Таллинне первую конференцию по сотрудничеству.
1990 год – По инициативе президента Мауно Койвисто, Финляндия предоставляет ингерманландским финнам право на репатриацию. За годы программы с территории бывшего СССР в Финляндию на постоянное место жительства переехало около 35 тысяч человек (подсчёты велись с учётом членов семьи, в т.ч. не ингерманландского происхождения, по существующим неподтвержденным данным, ингерманландских финнов в этом числе было около 10 тысяч, возможно, цифра занижена, но точных данных нет, тк Финляндия не регистрировала учёт по национальности).
1990-92 год – Самые оживлённые годы возрождения финских лютеранских приходов в Ингерманландии. В 1991 после капитального ремонта заново освящается Губаницкая церковь, а в 1992 в Колтушах возводится первая на постсоветском пространстве новопостроенная финская лютеранская церковь. 1.01.1992 Церковь Ингрии становится самостоятельной, выйдя из состава Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. Душой церковного возрождения стал пастор Арво Сурво.
1992-98 год – В рамках профинансированного Финляндским государством проекта в сотрудничестве финских министерств, местных органов соцзащиты населения, «Инкерин Лиитто» и Церкви Ингрии в Ингерманландии создаётся сеть домов по уходу ха престарелыми. На средства проекта аналогичные учреждения были построены также в Эстонии и Карелии.
1993 год – Верховный Совет Российской Федерации принимает Постановление «О реабилитации российских финнов».
1995 год – В Колтушах открывается Учебный центр Церкви Ингрии (нынешний Теологический институт им. С.Я.Лауриккалы).
1996 год – В сан епископа Церкви Ингрии рукоположен ингерманландский финн Ааррэ Кугаппи, Церковь объединяла тогда 40 приходов, в т.ч. 15 финноязычных приходов в Ингерманландии.
1998 год – В Хельсинки все, действующие за пределами Финляндии ингерманландские союзы, приняли участие в первой пленарной сессии Парламента зарубежных финнов; Владимир Кокко был избран его вице-спикером.
2000 год – В Гатчине был основан финский многофункциональный центр, а в Петербурге – Центр трудоустройства «Инкерин Лиитто».
2002 год – После капитального ремонта вновь открылась Церковь Св. Марии в Петербурге. В праздничном открытии участвовали президент Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Владимир Яковлев также имеет ингерманландские корни, ведь его мать – ингерманландская финка. Храм Св. Марии становится кафедральным собором Церкви Ингрии, объединявшей тогда свыше 70 приходов в разных регионах России.
с 2007 года – Начинается активное использование ингерманландской символики и флага лицами, не имеющими отношения к ингерманландским финнам. Многие ингерманландские финны не в курсе ситуации и удивлены интересом русского населения к своей культуре и истории.
июль 2011 года – Закрытие программы репатриации. Окончание приема заявлений на репатриацию в Финляндию. После 1 июля 2011 года правом на репатриацию могут воспользоваться лишь те, кто успел подать заявление. Однако, воспользоваться этой возможностью можно лишь до июля 2016 года.
с 2014 года – Накаляется ситуация с российскими сепаратистами, использующими ингерманландский флаг и символику. В сети Интернет множество публикаций, “объясняющих” читателям, что подразумевать под “ингерманландцами” ингерманландских финнов – дурной тон. Много дезинформации о народе, его названии, истории и символике. Звучат обвинения в сепаратизме в адрес ингерманландских финнов.
Председателем Петербургского общества “Инкерин Лиитто” становится Елена Тикка.
2015 год – Юханнус снова проводится в Туутари, на территории “Туутари-парка”. К сожалению, места уже не те, вместо зеленой травы – распаханные горонолыжные склоны, что впрочем не помешало веселью. Наметилась тенденция увеличения количества участников праздника – было примерно 300 человек.
2016 год – Юханнус в Сестрорецке. Первый показ выставки “Знакомые лица – скрытый образ”, выступление группы Саттума. Костёр на воде, к сожалению, погас.
В июле 2016 года окончательно закрыта программа репатриации, уезжают последние репатрианты, но часть ингерманландских финнов всё-таки остаётся в Ингерманландии.
2017 год – Юханнусы в Сестрорецке и Сиверской.
Премьера спектакля “Рода нашего напевы” на Дне Калевалы.
2018 год – Путем голосования на Съезде происходит смена председателя областного Инкерин Лиитто (Александр Кирьянен передал управление Роману Пелли).
Спектакль “Рода нашего напевы” получил грант и был повторно показан в Доме ветеранов сцены в рамках фестиваля “День Калевалы”.
Юханнус в Сиверской.
30-летие Inkerin Liitto.
2019 год – Юханнус в Сиверской.
Знаменатальная поездка Via Ingria по пути перемещения ингерманландских финнов, ижор и води из Центральной Ингерманландии через эстонские лагеря Клоога и Палдиски в Финляндию и обратно в Россию.
30-летие Петербургского Общества инг. финнов (Pietarin Inkerin Liitto).
2020 год – начало года ознаменовалось появлением нового вируса в Китае. К марту эпидемия/пандемия добралась до Европы, США и России. Начало карантина выпало примерно на те же даты, на которые был намечен съезд Инкерин Лиитто, где должны были избрать нового председателя. Велись долгие споры по почте, проводить ли съезд. Большинство было за то, чтобы съезд перенести. Тем не менее, в конечном итоге съезд и голосование были проведены в небольшом составе, голоса собирали путем телефонной связи. Председателем Инкерин Лиитто на 2 года избран Дмитрий Поляков-Сойни.
Председателем Pietarin Inkerin Liitto остаётся Елена Тикка (чему все рады).
За год проведено много проектов PIL и IL: издан набор плакатов по истории ингерманландских финнов, издана брошюра с краткой историей ингерманландских финнов (дублирует плакаты, но в более расширенной версии), проведено 4 лекции из цикла “Кто они, ингерманландские финны? (лектор: Владимир Кокко), областной ИЛ инициировал съемки праздника Юханнус (в связи с карантином его нельзя было провести традиционным образом с гостями) – получился отличный фильм, идут восстановительные работы в будущем музее. В конце года в сжатые сроки был реализован проект “История семьи – история народа” (сбор фотоматериалов и публикация фотоальбома с историческими фотографиями). Помимо этого в Хельсинки проводилась выставка “Ингерманландцы – забытые финны”, участниками которой были члены нашего общества. Выставку посмотрели более 20000 человек. Члены нашей организации также принимали участие в подготовке карельского проекта “Нить жизни” (выставка, посвященная жизни ингерманландских финнов из поселка Чална) и онлайн-конференции в рамках проекта “Судьбы, опаленные войной” (куда входит и проект “Нить жизни”, а также книга и фильм “Судьбы, опаленные войной”).